Ответ — в шокирующих новостях этой недели. Когда прочитал — ужаснулся. Зачем России санкции со стороны США, которые включают какие-то ограничения инвестиций, если Россия и сама может разрушить свой инвестиционный климат?
На этой неделе (в Москве) произошло задержание, а как стало известно сегодня, оно вылилось в арест на два месяца, Майкла Калви — основателя фонда Baring Vostok. И ещё 5 его коллег, занимающих в фонде высокие позиции.
«Ну полный (катастрофа)!» — думаю, именно такой была реакция не только моя, но и большинства опытных инвесторов после прочтения новостей.
Для многих Baring Vostok не является каким-то известным брендом. Но в мире инвестирования, точнее, на российском рынке инвестиций, Baring Vostok — это легендарный фонд.
С моей субъективной точки зрения, фонд Baring Vostok сделал для российского рынка информационных технологий, как следствие, не побоюсь даже сказать, что для российской экономики, больше, чем всякие инновационные Сколково, Иннополисы и прочие инициативы.
Каким образом?
Baring Vostok стал первым крупным инвестором Яндекса два десятилетия назад. На эти деньги Яндекс развивался и стал миллиардной компанией, выйдя на IPO на бирже NASDAQ в 2011-м году (очень большой успех для российской ИТ-компании).
Кроме того, Baring Vostok инвестировал в Озон, Тинькофф, Авито, Вкусвилл, Gett, кинотеатры Каро и в большое количество других очень известных компаний.
Здесь «инвестировал» означает не просто как мелкий частный инвестор типа нас с вами — купил подешевле акции, продал подороже, заработал денег, не работая в компании. Здесь «инвестировал» означает не только обеспечил деньгами для развития, но и поспособствовал в развитии (как Питер Тиль инвестировал в Facebook).
Почему это трагедия для российского рынка?
Да, напрямую акции какого-нибудь Сбербанка это вряд ли затронет. Но венчурный рынок в России, рынок инвестиций в небольшие компании (Яндекс в 2000-м году) и как следствие шансы, что появится ещё один Яндекс, это сильно уменьшает.
Резюме. Рынок РФ из-за разного рода рисков больше подходит для краткосрочных и среднесрочных спекуляций, для долгосрочных инвестиций (то есть на 2-5 лет или больше) он слабо пригоден.
Не отменяет того, что мы по-прежнему планируем зарабатывать на российском рынке тоже. Просто ответ на вопрос «почему вы продали акцию через три месяца, а не держали её три года»)