Сделка между Тинькофф и Яндексом не состоялась. Слова Тинькова, который обозвал Яндекс, показали, что самочувствие у его в норме. Равно как и то, что теперь вряд ли Яндекс будет покупать Тинькофф.
Почему? Когда вы Аркадий Волож, для вас не особо важны точные суммы. Если вы миллиардер, сотней миллионов больше-меньше — не так принципиально, как то, что ваше детище, над которым вы работаете более 20 лет, кто-то оскорбил. Разумеется, вы с таким человеком дел иметь не будете.
Кстати, в СМИ пишут, что не сошлись они не по поводу цены. А по поводу того, что Тиньков по-прежнему хотел принимать активное участие в управлении банком даже после покупки Яндексом. И вот здесь они не договорились.
Но идея заметки чуть в другом. На мой взгляд, Тиньков допустил одну ошибку. Может быть, даже очень большую.
Помните, из-за чего Тиньков сейчас в Лондоне? Не из-за коронавируса. И не из-за серьезного заболевания.
А из-за преследования со стороны властей США. Которые обвиняют его в предоставлении заведомо недостоверных сведений и уклонении от уплаты налогов. В Лондоне Тиньков находится под подпиской о невыезде.
Уклонение от уплаты налогов — это весьма серьёзное обвинение. Конечно, пока что неизвестно, докажут ли его или нет. Однако беглый взгляд на информацию из СМИ показывают, что действительно имело место что-то похожее на уклонение от уплаты налогов. Как пишет Forbes, Тиньков указал в декларации в 2013-м году, что его состояние $300 тысяч, при том, что он только-только (в том же 2013-м) вывел Тинькофф банк на IPO, где оценка банка составила около трёх миллиардов долларов. Числа не сходятся в тысячи раз, такое не спишешь на описку или случайную ошибку.
И в ситуации, когда Тинькова отправили под подписку о невыезде, он объявляет, что у него лейкемия. Весьма страшное заболевание, которое очень трудно вылечить. На фоне такого заболевания власти США, вероятно, могли бы сделать поблажку Тинькову, не добиваться его экстрадиции в США, договориться о каком-то крупном штрафе. Весной, когда это всё стало известно, я делал именно такой прогноз: крупный штраф для Тинькова без экстрадиции в США.
Однако сейчас Тиньков показал, что он находится в состоянии вести переговоры о продаже своего банка, где у него крупная доля. А это обычно продолжительные переговоры по большому количеству пунктов и условий. После срыва переговоров Тиньков нашел в себе силы обложить ругательствами Яндекс.
И вот в такой ситуации власти США могут увидеть, что обвиняемый чувствует себя неплохо, раз может вести переговоры о сделке на миллиарды долларов. И раскрутить по полной программе процесс.
Думаю, Тиньков допустил очень большую ошибку. В том, что начал переговоры о продаже банка до решения суда по его налоговому делу, а также в том, что очень агрессивно прокомментировал их провал. Теперь либо придётся заплатить больший штраф, чем мог быть раньше, либо (в самом негативном сценарии) может последовать экстрадиция в США.